Распечатать Страница

Учимся, играя!

11Логические блоки Дьенеша – что это такое? Еще одна популярная на сегодня «развивалка»? «Волшебная» игра для юных математиков? Пожалуй, всего понемножку. Золтан Дьенеш, изобретатель логических блоков – венгерский математик и педагог, развивший теорию «новой математики» и считавший, что учиться лучше не за партой, а играя. Причем «несерьезная» форма не исключает серьезного содержания. Играя, дети способны постигать очень сложные математические и логические концепции – вплоть до работы с абстрактными системами и символами.  Дьенеш считал, что умение работать с символами, понимать их язык – одна из последних, самых «сложных» стадий в развитии математического мышления. Что же, с этим не поспоришь! Все мы можем увидеть разницу между малышом, решающим задачу с помощью практических проб и старшеклассником, оперирующим абстракциями. (Да и в обычной жизни умение видеть взаимосвязи и причинно-следственные цепочки между предметами, объектами, событиями, умение мыслить системно – один из залогов успеха. Так, что развитие у ребенка логического мышления полезно не только для школы, но и для «большой» жизни)
Что же такое знаменитые логические блоки Дьенеша и для чего они нужны нашим деткам? Логические блоки – это развивающая игра, рассчитанная на детей от 2 до 10 лет. Блоки Дьенеша помогают детям познакомиться с признаками объектов (формой, цветом, размером и т. д.), развить пространственное воображение, творческие способности, фантазию, навыки конструирования, моделирования, речь, логическое мышление и даже самостоятельность и произвольность!Bloki Dyanecha dlya samix malenkix
 Разумеется, что на каждом возрастном этапе — свой уровень «вхождения» в математику. И прелесть блоков венгерского математика именно в том, что с помощью них можно придумывать игры и занятия для каждого из возрастов – в соответствии с той информацией, которую ребенок готов усвоить. Фактически, логические блоки – это «игра на вырост», которая будет полезной долгие годы.
В детском саду организация кружка  «Ранний старт» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление.  Кружок проводится 1 раз в неделю, 20 минут, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию  логических форм мышления.

img14

Работу с блоками начинается  со  второй младшей группы. Я предоставила детям возможность самостоятельно познакомиться с игрой. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т.д. Это  помогло воспитанникам в образовательной деятельности. С детьми 3-4 лет уместны простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине. Сначала предлагала  самые простые игры: «Найди все фигуры (блоки), как эта по цвету (по размеру, форме)»; «Найди все фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету)»;  «Цепочка».
Следующим этапом нашей работы стало создание центра «Логика и математика», основу которого составили приобретенные и сделанные своими руками игры с блоками Дьенеша. Особенно понравилась детям игра из пособия к блокам Дьенеша «Наряди елочку». Не меньший интерес у ребят вызвала   игра с кольцами из того же пособия, позволяющая разделить множество геометрических фигур на непересекающиеся подмножества, характеризующиеся карточками — отрицаниями. Например, в одно кольцо предполагалось положить небольшие фигуры, а в другое – поместить немаленькие блоки. Блоки Дьенеша я применяла  в сюжетно-ролевой игре «Водители». Я играла  роль кондуктора и раздавала  детям билеты – геометрические фигуры. На сиденьях автобуса уже лежат такие же блоки. Ребятам нужно найти свое место по билету.

IMG_1247

В содержание кружковой деятельности я включаю дидактические игры, логические задачи, стихи-небылицы, которые направлены на развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью. Таким образом, развитие мыслительных процессов у дошкольника пронизывает все сферы детской деятельности – игры, непосредственно образовательную деятельность, самостоятельную деятельность с детьми или педагогом, прием пищи, прогулку. Проведенная работа, показала что систематическая, планомерно построенная работа способствовала положительной динамике в развитии мышления  детей, что подтверждается диагностическими данными.

SAM_0256

 

IMG_1252

 

Постоянная ссылка на это сообщение: http://dou15zeya.ru/?page_id=1423