↑ Вернуться: Васильки

Распечатать Страница

Преодолеем вместе «кризис трех лет»!

ф1Наверняка каждому из родителей знаком этот период, когда маленькое чадо превращается в непослушное дитя и в плохо управляемого крикуна. Только недавно малыш послушно ходил с мамой, держась за ручку, и с радостью бежал выполнять все её просьбы, а теперь он со злостью раскидывает свои игрушки и истерит при всех на улице. Бедная мама не знает, что делать и как найти управу на маленького разъярённого отпрыска. Именно этот отрезок жизни малыша и носит название «Кризис трех лет».
Кризис трёх лет — (греч. krisis — решение, поворотный пункт) — возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, характеризующийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.
«Кризис трёх лет» — условное понятие в психологии, так как его временные границы не имеют четкости и определяются в период со второго полугодия 3-го до первого полугодия 4-го гг. жизни детей. Возрастной кризис является закономерным явлением в развитии психики ребёнка и в отличие от стабильных периодов длится недолго, примерно несколько месяцев, у разных детей протекает с разной степенью выраженности и интенсивности.
Симптомы «кризиса трех лет»
 Кризис трёх лет может выражаться в проявлении таких симптомов, как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, стремление к деспотизму. Впервые их выявила и описала Э. Келер в работе «О личности трехлетнего ребёнка».  Л.С. Выготский назвал семь наиболее ярких особенностей поведения ребёнка в период кризиса трёх лет «семизвездием симптомов». Рассмотрим эти симптомы более подробно.

Негативизм — это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание бывает и в более раннем возрасте.

Упрямство — это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, своем решении. Здесь происходит выделение личности, и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались другие люди.
Строптивость — близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость носит более генерализованный и более безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома.
Своеволие  стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах — о самостоятельности намерения, замысла.

Обесценивание взрослых. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Ш. Бюлер описала ужас семьи, когда мать услышала от ребенка: «дура».

Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. «Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними», — писал Л.С. Выготский.

Деспотизм.Встречается в семье с единственным ребенком. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.

Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире. Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей.
Как вести себя при взаимодействии с ребенком?
Существует ряд общих рекомендаций, использование которых постепенно приводит к преодолению негативных симптомов в поведении ребёнка.

Избегайте авторитарного стиля взаимоотношений и гиперопеки в воспитании.

Осуществляйте единую тактику воспитания в семье.

Поощряйте познавательный интерес и самостоятельность ребёнка (в доступных пределах для данного возраста).

Используйте игровые приемы в общении и обучении ребёнка самостоятельности.

Объясняйте правила поведения ребёнку в простой и доступной для него форме. Проявляйте спокойную требовательность к исполнению этих правил.

Делайте акцент в воспитании на позитивном разрешении действовать, а не на запретах и наказании.

Ищите совместный поиск компромиссных решений в конфликтных ситуациях, предоставляющий ребёнку право выбора.

Обучайте ребёнка навыкам общения со сверстниками и взрослыми.

Хорошо, когда рядом с малышом находятся любящие и понимающие люди, которые хотят, чтобы их дети выросли счастливыми. А для этого нужно приложить много терпения и сил и данный кризис пройдёт сам собой. Просто необходим правильный подход – и всё!
Любите ребёнка не за что-то, а просто так. Любите его всяким: и счастливым и заплаканным, и во время истерик и во время достижений, и настойчивым и упрямым. Любите его всегда. Пусть он это знает и видит.

Желаю удачи и поскорее пережить данный непростой период родительства.

                                                                         Воспитатель группы «Васильки» Политыко Е.А.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://dou15zeya.ru/?page_id=532