“ Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел…” К.Е.Тимирязев.
Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном строится на методах наглядных и практических. Особенно важен этот принцип при осуществлении естественно — научного и экологического образования.
Чтобы педагогический процесс был эффективным, в нашей лаборатории в работе с детьми большое внимание уделяется проведению наблюдений и экспериментов с объектами неживой природы. Было решено назвать лабораторию «Неживая природа». Наша работа преследует цели и задачи, которые и решаются в процессе исследовательской деятельности с детьми. Работают в лаборатории воспитатели подготовительной группы «Одуванчики» Гредюшко В.К., Ржеусская А.И. и воспитатель средней группы «Ромашки» Дрозд Е.Г. и главные участники воспитанники этих групп.
Цели:
- Развитие у детей познавательного интереса.
- Повышение интереса к исследовательской деятельности.
- Формирование основ научного мировоззрения.
Задачи:
- Развитие навыков проведения лабораторных работ.
- Развитие представлений о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
- Установление связи между живой и неживой природой.
- Приобретение способностей самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
- Развитие социальных навыков: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту.
- Воспитание бережного отношения к природе.
На первом совместном мероприятии «Неизведанное рядом» », с помощью занимательных опытов, экспериментов побуждали детей к самостоятельному поиску причин, способов, действий, проявления творчества. Дети с огромным удовольствием проводили опыты с молоком и красителями, с лимонной водой и бумагой. Дети рассуждали, почему рисунок лимонной водой проявляется, а краситель расплывается в молоке радужными кругами. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное — ребята всё проделывают сами. Дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?», обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если», сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство.
На следующем мероприятии ребят встречала хозяйка медной горы и поведала о своих богатствах. Воспитанникам пришлось отгадать загадку о каменном угле. Познакомились дети со свойствами каменного угля: имеет чёрный или бурый цвет, твёрдый, от удара рассыпается на куски, пачкается, бугристый, как дерево, тяжёлый, тонет в воде, не растворяется в воде и ни в какой из жидкостей. Смогли рассмотреть уголь через лупу, провели опыт с водой, убедились, что каменный уголь тяжелый и не окрашивает воду.
Главное достоинство экспериментов, которые мы проводим в своей лаборатории, заключается в том, что они дают детям реальные представления о разных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:
«Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму».
Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
Воспитатель: Гредюшко Валентина Казимировна