↑ Вернуться: Учитель-логопед

Распечатать Страница

На помощь придет логопед

логопедВы озадачены, правильно ли говорит ваш ребенок? Его речь непонятна окружающим? Речь вашего малыша отстает от речи его сверстников? Не торопитесь опускать руки. Задержка речевого развития и нарушения речи успешно преодолеваются с помощью специальных  коррекционных занятий.

Почему возникают речевые нарушения?

      Что же вызывает нарушения речи? Возможно, неблагоприятные факты в период внутриутробного развития ребенка. Мама могла перенести инфекции, физические и психические  травмы, резус – конфликт, или сказалось злоупотребление вредными веществами. И в момент родов существуют факторы риска – стимуляция родовой деятельности, затяжные и стремительные роды, наложение щипцов, асфиксия. Часто нарушения бывают вызваны нарушениями строения артикуляционного аппарата, а именно:

  •   Укороченная подъязычная связка («уздечка»);
  •   Большой или, наоборот, слишком маленький язык;
  •   Неправильный прикус.

Причиной нарушений звукопроизношения могут быть также:

  •  снижение слуха, тугоухость, недоразвитие фонематического слуха (когда ребенок не различает сходные по звучанию звуки);
  • неправильное воспитание ребенка в семье (так называемая педагогическая запущенность), «застревание» родителей на лепетной, облегченной речи при общении с ребенком, подражание  дефектному произношению кого-либо из членов семьи;
  • заболевания ребенка.
Что такое нарушения речи?

 Вопреки расхожему мнению, нарушение речи – это не только нарушение произношения звуков.

Как обстоят дела со звуками речи?

      Важно, чтобы ребенок не только произносил звуки речи правильно, но и умел различать их на слух, определял наличие или отсутствие, а также место звука в слове. Если Ваш ребенок не владеет звуковой стороной речи, то в будущем у него возникнут трудности при обучении грамоте, он будет писать с многочисленными ошибками, которые возможно преодолеть только с помощью логопеда.

Достаточен ли запас слов?

      По ряду причин у ребенка может не развиваться словарный запас. Ребенку трудно: найти общие названия для группы однородных предметов (мебель, продукты, цветы и т.д.); сложно подобрать признаки к предмету (клубника мелкая, красная, сладкая); действия к предмету (дети бегают, прыгают, резвятся); синонимы и  антонимы. При недостаточном словарном запасе необходимо обогащать словарь детей.

Усвоены ли грамматические нормы языка?

      Мало иметь большой словарный запас, важно уметь активно пользоваться этими словами, строить из них предложения и связные высказывания. А для этого нужно уметь согласовывать слова между собой, образовывать новые слова, подбирать нужную форму слова. В некоторых случаях грамматические ошибки встречаются в повседневной речи ребенка, в других же это можно выявить лишь в процессе логопедического обследования.

Владеет ли  ребенок связной речью?

      Часто при нарушении речи дети не умеют «связно говорить» о событиях своей жизни, прочитанных сказках. Рассказ нередко представляет собой нагромождение фраз. Не закончив одной мысли, ребенок перескакивает на другую. Владение связной речью необходимо ребенку для развития письменной речи (изложения, сочинения).

Как помочь ребенку с нарушениями  речи?

      В коррекционной работе по преодолению нарушения речи необходимо участие нескольких специалистов:

  •  врача-невролога, который назначает в случае необходимости лечение;
  •  логопеда,  который непосредственно занимается развитием речи;
  •  психолога, который проводит профилактическую работу для предупреждения вторичных отклонений (памяти, внимания, мышления).

      Кроме того, большую роль играют родители.  Ваше активное участие в коррекционной работе поможет специалистам добиться хороших результатов.

Когда  необходимо обращаться к специалисту?

   Теперь понятно, насколько важно чутко и внимательно следить за формированием детской речи своевременно ее обследовать, т.е. до 4-5 лет недостатки в произношении носят физиологический характер, а если они сохраняются и далее, то необходимо обращаться за помощью к специалистам.

      У вашего малыша все этапы становления речи (гуление, лепет, появление первых слов и фраз) проходили с задержкой? Может ему трудно пережевывать твердую пищу, речь невнятна, он «комкает» слова и фразы, у него «каша во рту»? Эти симптомы должны Вас насторожить. Не ждите, когда ситуация исправится сама собой. Как можно раньше обратитесь за консультацией к логопеду. Если во время не устранить дефекты произношения, это приведет к сложности при обучении грамоте, школьной неуспеваемости, психологическим проблемам у ребенка.

      Конечно же, многие логопедические проблемы легче предупредить, чем потом лечить. А начинать эту «профилактику» нужно, не дожидаясь первых произнесенных ребенком слов, а прямо с того момента, как ваше маленькое сокровище появилось на свет.

 Советы родителям

1.Разговаривайте со своим ребенком с самого рождения.

2.Проговаривайте все свои действия: «Сейчас мы с Дашей пойдем гулять. Сначала наденем шапку, потом сапоги, шубу».

3.Не «сюсюкайтесь» с ребенком. Разговаривайте четко и спокойно. Ваша речь должна быть образцом для ребенка.

4.Отвечайте на вопросы маленького Почемучки, какими глупыми и надоедливыми они Вам не казались. Ваш малыш познает мир, и важно, чтобы именно родители помогали ему в этом.

5.Чаще общайтесь с ребенком: почитайте на ночь сказку, по дороге в детский сад и домой поинтересуйтесь его делами, впечатлениями о пройденном дне, расскажите о себе.

6.Если Вы заметили какие-то особенности в развитии ребенка, обязательно проконсультируйтесь со специалистами.

Помните: своевременная помощь позволит предотвратить нежелательные последствия!

Постоянная ссылка на это сообщение: https://dou15zeya.ru/?page_id=247