↑ Вернуться: Семицветики

Распечатать Страница

Обучение детей рассказыванию по картине и серии сюжетных картинок

Сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе.  В настоящее время ведётся активная работа по подготовке государственных стандартов дошкольного образования, введение которых обеспечит всестороннее гармоничное развитие дошкольников. Одним из важнейших направлений работы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС является речевое развитие.

Одним из самых трудных видов речевой деятельности является составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

М. М. Конина выделяет следующие виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине:

1) Составление описательного рассказа по предметной картине;

Описание предметных картин — это связное после­довательное описание изображенных на картине пред­метов или животных, их качеств, свойств, действий образа жизни.

2) Составление описательного рассказа по сюжетной картине;

Описание сюжетной картины — это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).

3) Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;

Повествовательный рассказ по сюжетной картине (условное название), по определению К. Д. Ушинского, «рассказ, последовательный во времени». Ребенок придумыва­ет начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

4) Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок;

Рассказ по последовательной сюжетной серии картин. По существу, ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овла­девают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.

5) Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.    

Описание пейзажной картины и натюрморта, навеянное настроением, часто включает элементы повествования.

Принцип составления рассказа по любой картине должен основываться на достаточно богатом словарном запасе, знаниях об окружающей действительности.

Дети должны:

— знать, что у рассказа есть начало, середина и конец; эти части «дружат» между собой;

— уметь отличать рассказ от простого набора предложений.

Картины и серии картин  можно условно разделить на три вида:

1) действие происходит вне помещения;                                                                                                                     2) действие происходит в помещении;

 3) пейзажные, без действующих лиц.

Первый вид картин: действие происходит вне помещения.

Начинаться рассказ может со слов: как-то раз…, однажды…, был…

Далее следует ответить на вопрос: когда? (время года и название части суток); если событие происходит:

  осенью, день (утро, вечер) – осенний, хмурый, пасмурный, солнечный, теплый, холодный, дождливый, ветреный, ясный;

зимой день (утро, вечер) – зимний, морозный, холодный, ясный, снежный;

весной день (утро, вечер) – весенний, ясный, солнечный, теплый;

летом день (утро, вечер) – жаркий, теплый, летний, ясный.

Варианты начала могут быть разные: «Однажды летним, жарким днем…

Как-то раз зимним утром… Был теплый осенний вечер…»

Следующая группа вопросов: кто что задумал (решил)? где (куда)?

Придумать имя герою, обозначить место действия, цель.

Например, «Петя вышел с машиной во двор… Дети пошли в лес за грибами…».

Середина рассказа – описание непосредственных событий, происшедших с героем (героями). Вопрос: «А что случилось?» (Устанавливаются причинно-следственные связи).

  Конец – результат действия, оценка поступков героев, высказывание отношения к герою. Взрослый может предложить продолжить рассказ – что могло быть дальше.

 Второй вид картин: действие происходит в помещении.

 Начало. Отвечаем на вопросы: когда? где? кто что задумал (решил)? Время года опускается, остается название части суток.

  Когда? – используем выражения: однажды утром, днем, вечером, после завтрака, обеда, прогулки, сна…

Где? – дома, в саду, в группе…

Кто (дается имя) что решил, предложил, задумал.

   Середина и конец. Остаются такими же, как и в работе с первым видом картин.

Третий вид картин: нет действующих лиц и событий.

Это картины типа «Ранняя осень», «Поздняя осень», «Зима».

 Начало. Название картины, имя автора, определение времени года.

  Пришла… наступила… (по картине И. Левитана).

 Середина. Последовательно, сверху вниз (от состояния неба и солнца, заканчиваем тем, что на земле), учитывая передний и задний план, нужно дать описание признаков данного времени года.

   Очень полезно во время рассматривания использовать:                                                                                  — произведения поэтов и писателей, где говорится о временах года, обращать внимание детей, как автор говорит  о небе, снеге, солнышке, других объектах природы, и постараться использовать эти слова в рассказе;

    — опыт наблюдений за природой на прогулках.

  Все это способствует накоплению и обогащению активного словаря ребенка, облегчает процесс составления рассказа.

        Конец. Передача настроения автора и ребенка.                                                                                         Вопросы: «Какое настроение у тебя, когда ты смотришь на эту картину? Почему?» Нельзя забывать об употреблении слов с уменьшительно-ласкательным значением (травка, березка, солнышко, ручеек), слов с противоположным значением (далеко-близко, высоко-низко, толстый-тонкий, широкий-узкий).

Овладение родным языкам является важнейшим условием успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а также в освоении детских видов деятельности и творчества. Поэтому развитию речи в ДОУ уделяется особое внимание. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует выявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литерной деятельности. Речевые умения выступают одним из критериев оценки результатов детской деятельности.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://dou15zeya.ru/?page_id=6037