↑ Вернуться: Васильки

Распечатать Страница

Как развивать коммуникативные навыки ребёнка в повседневной жизни?

   Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребенка, в том числе в его коммуникативном развитии. Наблюдая за детьми своей группы, я отметила, что многие испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками.

Мои наблюдения заставили меня в очередной раз убедиться, что прогулка, наблюдения за живой и неживой природой точно так же, как игра раскрепощают и увлекают детей. Они начинают отмечать все, что видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами. То есть, самостоятельно преодолевают барьеры в общении. Природа, сама по себе неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Своими разнообразными красками, динамичностью, она привлекает детей, вызывая в них разнообразные эмоции. Восторг от ярких красок распустившейся природы, надолго остается в памяти, развивает любознательность у ребят, что создает прочную основу для дальнейшего ее познания.

Целью моей работы с детьми для развития коммуникативных навыков, стало систематическое приобщение моих воспитанников к природе. В процессе общения с природой у ребят развивается наблюдательность, любознательность. Они учатся мыслить, что в свою очередь расширяет кругозор, развивает память. Дети учатся задавать и отвечать на вопросы, а это, как известно положительно влияет на развитие связной речи. Я стараюсь максимально приблизить детей к природе, научить понимать и любить ее, воспринимать окружающий мир, мыслить, рассуждать, анализировать, сопоставлять. В начале года составила перспективный план, в который включила:

Акция «Покормите птиц зимой», «День леса», «Батареечка», «Ёлочка живи»;

Проект: «Природа родного края», «Весёлые снеговики»;

Развлечение: «Золотую осень в гости просим!», «Здравствуй Зимушка-Зима!», «Весна – красна!»

В своей работе я использую разнообразные формы и приемы по обогащению словаря на основе художественных образов — это беседы, наблюдения на прогулке, занятия, труд в природе, дидактические и подвижные игры, игры драматизации, экскурсии.

Я применяю различные методы работы: словесный, игровой, наглядный, практический.

Во время прогулки, мы подкармливаем птиц, наблюдаем за их повадками, уточняем, какие птицы сегодня прилетали к кормушке. Такое общение сплачивает детей, учит их быть терпимее друг к другу, забота о братьях наших меньших объединяет, а умение наблюдать вырабатывает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи. Дети учатся сотрудничать, прислушиваться к мнению других, слушать и слышать друг друга и взрослых. Наблюдая за детьми, я каждый раз убеждаюсь, что радость общения с природой, делает их жизнь эмоционально богаче. Большую роль в развитии детей играет работа в уголке природы, где собраны растения соответственно возрасту. Ухаживая и наблюдая за растениями в уголке природы, мои воспитанники учатся доброте, терпению, трудолюбию, что в свою очередь способствует развитию коммуникативных навыков.

При выполнении трудовых поручений дети общаются со сверстниками, у них появляются общие интересы, ставятся одинаковые задачи для всех участников, радуются результатам своего труда. Уже сегодня дети стали обмениваться представлениями, идеями, интересами, настроением, чувствами, а в дальнейшем они научатся совместному планированию, научатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры и добиваться общих результатов.  Труд в природе организуется либо в уголке природы, либо на прогулке, будь то уборка участка, удаление сорняка и сухостоя в огороде и цветнике, сбор урожая или семян, пересаживание комнатных растений и уход за ними. При необходимости, я помогаю ребятам договориться и распределить фронт работы, учу уступать друг другу и помогать, предотвращаю возникновение конфликтов и разногласий. По окончанию работы обязательно подчеркиваю, что каждый потрудился немного, а вместе сделали весь объем работы.

Моим ребятам очень нравится участвовать в занятиях-экспериментах. Мы часто проводим несложные опыты на прогулках или в уголке природы, которые способствуют развитию наблюдательности и заботливого отношения к природе. Заготавливаем природный материал для поделок. Таким образом, создаю предпосылки для развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности.

Наблюдая за животным и растительным миром, разнообразными природными явлениями, дети становятся более внимательными, наблюдательными, общительными, они начинают обмениваться информацией, что способствует развитию связной речи. Коммуникативные способности — это те способности, которые можно и нужно развивать. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше.

Умение вливаться в коллектив и эмоционально взаимодействовать с окружающими, у ребенка дошкольного возраста ещё пока недостаточно развито, а игры помогают справиться с застенчивостью, придают уверенности в себе, и способствуют тесному общению. Дидактические игры, которые я использую в своей работе с детьми, направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека. В ходе игры обращаю внимание детей на то, как важно уметь договариваться, слушать и слышать друг друга. Совместные коммуникативные игры, с экологической направленностью, в которых дети действуют одновременно и одинаково наиболее эффективны. Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что, конечно же, благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений. Формирование коммуникативных способностей детей дошкольного возраста очень важно для нормального развития ребенка и его подготовки в дальнейшей жизни.

В нашей группе регулярно проводятся разнообразные творческие дни. Один из дней называется «Мы – друзья природы». Общие увлечения и заботы способствуют поддержанию дружеских взаимоотношений в коллективе.

Воспитатель Еровенко Г.М.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://dou15zeya.ru/?page_id=10398