↑ Вернуться: Учитель-логопед

Распечатать Страница

Играем – фонематический слух развиваем

   Фонематический слух даёт ребёнку возможность узнавать и различать звуки родного языка. Отставание в развитии фонематического слуха может привести к нарушению звукопроизношения, искажению звуко-слоговой структуры слова, трудностям при овладении грамматическими нормами языка.

Впоследствии эти проблемы могут вызвать трудности при обучении письму и чтению. Поэтому, начинать развивать фонематический слух следует уже в раннем дошкольном возрасте и, обязательно, в игровой форме.

Работать над фонематическим слухом необходимо, соблюдая определённые этапы.

1 (начальный) этап

На этом этапе создаётся основа для формирования речевого слуха. Задания, предлагаемые на данном этапе, доступны маленьким детям.

  • «Угадай звук». Наполняем мешочки из ткани или пластиковые контейнеры (например, из Киндер-сюрприза) любыми «звучащими» материалами: песком, крупами, скрепками, бусинками. Предлагаем ребёнку догадаться по звуку, что лежит внутри.
  • «Жмурки». Завязываем малышу глаза и просим найти вас, двигаясь в направлении звука (хлопки, звук погремушки или колокольчика).
  • «Весёлый карандашик». Даём ребёнку в руки карандаш и предлагаем постучать по предметам из разного материала: из дерева, картона, металла, пластмассы.

2 этап

На данном этапе нужно показать ребенку, что человеческая речь может звучать по-разному.

  • «Чей голос?». Записываем на диктофон знакомые ребёнку голоса (мамы, бабушки, отца, брата или сестры), а также голос самого малыша. Его задача – отгадать, чей голос звучит.
  • «Сказка о трёх медведях». Читаем сказку о трёх медведях ребёнку, а затем озвучиваем героев сказки разными голосами. Малыш должен определить, когда говорит мама-медведица, когда – папа — медведь и медвежонок.
  • «Спрячемся от волка». Игру проводим под музыку. Ребёнок изображает зайчика, который бегает по полянке. Если музыка играет тихо – всё спокойно, громко – идёт волк, нужно прятаться.

3 этап

Этот этап более сложный. Ребёнок начинает учиться различать слова, похожие по звучанию.

  • «Скажи правильно». Показываем малышу картинку и называем еѐ неверно, заменяя первый звук в слове любым другим. Например, вместо собака – шобака, шапка – чапка и т.д. Ребёнок должен повторить правильное слово.

4 этап

Рассказываем ребёнку, что слова бывают короткие и длинные, и что они состоят из слогов.

  • «Что лишнее?». Произносим три одинаковых слога, а четвёртый – похожий: ны-ны-ны-мы, ту-ту-ту-ду. Ребёнок должен найти «лишний» слог.
  • «Повтори!». Произносим слоги, закрыв рот ладошкой или бумажным листом, чтобы ребёнок не мог видеть артикуляцию. Просим ребёнка повторить слоговые ряды: бу-бу-пу, со-зо-со. Если ребёнку сложно повторить цепочку из трёх слогов, можно начинать с двух.
  • «Сосчитай слоги». Произносим слова вместе с ребёнком, в медленном темпе, отхлопывая по слогам.

5 этап

На данном этапе ребёнок учится различать звуки и выделять их в слове.

  • «Подбери слово». Всем знакома игра – подбор слов на определённый звук. Кто назовёт больше слов, тот и выиграл. Чтобы заинтересовать ребёнка, можно за каждое слово давать фишки или наклейки.
  • «Выбери картинку». Предлагаем ребёнку выбрать картинку, чтобы заданный звук находился, например, в начале слова, в середине или в конце (Л – Лампа, мыЛо, стуЛ).
  • «Лови звук». Произносим несколько слов, просим ребёнка определить, какой звук слышится во всех словах: сумка, мясо, сосна – звук С.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://dou15zeya.ru/?page_id=11859