↑ Вернуться: Васильки

Распечатать Страница

Консультация для родителей «Сенсорное воспитание ребёнка в возрасте 2-3 лет»

   Учимся играть!

Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В возрасте 2-3 лет ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. То есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Поэтому встала необходимость научить детей простейшим способам действий с предметами. Обогащать сенсорный опыт дошкольников в процессе знакомства с предметами.

В нашей группе прошёл проект «Учимся играть!» Цель этого проекта:  Фиксировать внимание детей на то, что величина, цвет, форма могут быть признаком разнообразных предметов и используются для их обозначения.

Умение всматриваться, вслушиваться в окружающий мир важно для развития эмоционального и морального потенциала личности. Поэтому я использовала  дидактические игры: «Весёлые матрёшки», «Разноцветные прищепки», «Собери пирамидку», «Домик»… дети  с помощью дидактических игр закрепляла умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов. Вызвала интерес к новым игрушкам. Учила сравнивать составляющие матрешки и правильно ее раскладывать, закрепляла  название основных цветов: желтый, красный, синий, зелёный.

На занятии  «Из чего сделаны игрушки?» расширяла представление детей о том, для чего нужны игрушки,  посуда. Учила классифицировать их. Развивала речь,  внимание, память, воображение.

Развлечение «Заюшкины сюрпризы»  способствовало улучшению у детей эмоционального состояния, умение слушать музыку и выполнять упражнения под музыку.

Ценность игр и упражнений не только в том, что дети познают свойства – цвет, форму, величину, но и в том, что благодаря заложенному в обучающих игрушках и материалах принципу самоконтроля они позволяют организовать более длительную самостоятельную деятельность, развивать умение играть рядом с другими, не мешая им.

Родители приняли активное участие в проекте. Они поделились своими фотографиями по теме «Игровой уголок дома. Большое им спасибо.

Работа по проекту завершилась,  проект помог мне определить состояние сенсорного развития малышей, констатировать, чем же ребенок владеет в данный момент, чего достиг в своем сенсорном развитии.

В эти годы малыш особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы малыша на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы. Наиболее яркими для чувственного опыта малыша является признаки предметов окружающего мира, как цвет, форма, величина. Ребенок будет прекрасно различать цветовые оттенки, формы, величины, если его с рождения окружают предметы разной формы, величины, находящимися на различном расстоянии друг то друга в пространстве. В противном случае, если малыш находится в однообразной обстановке, сенсорные системы, направленные на восприятие окружающего, не только не развиваются, но могут постепенно атрофироваться за ненадобностью. В старшем возрасте развитие восприятия идёт медленнее, труднее и становится качественно иным.

Итак, всему свое время. Как же лучше организовать формирование сенсорных навыков?

Малыш различает довольно много цветовых тонов и оттенков, разнообразную форму, определяет величину предметов. Так с чем знакомить его, со всем многообразием, которое он видит, или нет? И как знакомить? Ведь в цветовых атласах содержится более двух тысяч разновидностей цветовых тонов и их оттенков, разнообразие формы, величины предметов не поддается описанию.

Исследователи раннего детства считают, что лучше всего малыша знакомить с классическим набором цветовых тонов, цветами спектра: красным, оранжевым, жёлтым, зелёным, синим, фиолетовым, а также белым и чёрным. Все остальные две тысячи цветовых тонов и оттенков являются производными от спектральной основы. Классическими образцами формы являются круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и овал. Характеристика величины предметов сводится к словам «большой» и «маленький»

Большие трудности испытывает малыш, когда взрослые требуют от него названия цвета, формы, величины. Не обольщайтесь, если малыш правильно назвал какой-либо признак предмета, он просто подражает вам, но может совершенно не соотносить слова-названия и конкретный цвет или форму предметов, присмотритесь, как малыш учитывает форму, цвет, величину предметов в своих практических действиях. Всем детям данного возраста доступны действия на группировку или сортировку одинаковых предметов, отличающихся только по одним каким-либо признаком: или цветом, или формой, или величиной. С этой целью в домашних условиях можно использовать кубики, шарики или кольца от пирамидок.

Помимо заданий на группировку, сортировку одинаковых предметов,

можно научить ребёнка и соотносить разнообразные предметы либо по цвету, либо по величине, либо по форме. Можно подобрать к кубикам разного цвета кусочки бумаги или ткани соответствующих цветовых тонов. Бесконечную радость вызывает у вашего малыша яркий цвет предметов и действий с ними. Особенную ценность для сенсорного развития малыша представляют как игрушки, так и дидактические, обучающие пособия, которые могут сделать родители сами. Подберите картонную коробку, обклейте её цветной бумагой разных оттенков. В хозяйстве у каждой мамочки есть бельевые прищепки. Дайте детям поиграть с ними. А задание будет не таким уж и простым.

Вариант 1: «Найди прищепку нужного цвета»

Мама выкладывает перед ребёнком прищепки основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый), называет цвета прищепок (последовательно). В дальнейшем ребёнок должен назвать расположенные перед ним прищепки соответствующих цветов. В дальнейшем можно попросить ребёнка найти грани коробки соответствующего цвета и закрепить прищепку на ней.

Вариант 2: «Я – художник!»

Мама выкладывает перед ребёнком разнообразные фигуры (солнце, туча, ежик и т.д.), просит ребёнка выбрать картинку, посмотреть, что на ней изображено, назвать этот предмет вслух (если ребенок не разговаривает, то озвучить самому). После чего обсудить с ребенком чего не хватает у данной фигуры (у ежа иголок, у елки ветвей и т. д). Предложить дополнить картинку с помощью прищепок.

Наглядно – дидактическое пособие: дидактическая игра «Забавные прищепки»  поможет ребенку научиться различать основные цвета, поможет в развитии мелкой моторики и воображения. Все прищепки прикрепляются к предметам различного цвета, размера, разнообразных форм и внешнего вида.

Не досаждайте ребёнку многословностью. Пусть он внимательно смотрит, манипулирует, экспериментирует. Быстро и легко малыш усваивает «опредмеченные» названия. Так, брусок – это кирпичик, треугольная призма – крыша, овал – огурчик, яичко, а круг – это и мячик, и шарик, и колесо.

От того, как малыш слышит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.

Сенсорный, чувственный опыт, накопленный ребёнком в раннем возрасте, является базой для дальнейшего развития его умственных, физических, эстетических способностей.

Еровенко Г. М.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://dou15zeya.ru/?page_id=7671