«

»

Ноя 08

Распечатать Запись

Формирование сенсорных представлений у младших дошкольников

12Богатство ощущений и восприятий – предпосылка для полноценного познания окружающего мира, развитие мыслительных процессов, так как «Воспитание чувства составляет материал для всех рассудительных работ».

К.Д. Ушинский

Сенсорное воспитание направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. На обучение детей точно и полно, воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, расположение в пространстве, высоту звуков ими издаваемых). Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.

Наблюдая за ребятами в группе, я убедилась, что знания, полученные словесным путём и не подкреплённые чувственным опытом, неясные и неотчётливые. Без обогащения чувственного опыта у детей возникают самые фантастические представления об окружающей действительности. Чтобы познакомиться с предметом, необходимо запомнить характеризующие его свойства. Ребёнок, воспринимая, выделяет какие-либо признаки и свойства, но обычно это именно те, которые ему невольно бросаются в глаза, хотя далеко не всегда они являются наиболее важными, характерными и определяющими облик предмета, позволяющими составить о нём правильное представление.

Поэтому я поставила перед собой цель: формировать у малышей представление о сенсорных эталонах, учить  выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное.

Вначале я формировала у детей представление об основных цветах. Этой цели служили такие занятия, как раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы: «Подбери по цвету», «Сравни и назови цвета», «Воздушные шары», «Кто скорее соберёт игрушки?»

Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Волшебная коробочка», способствовали  формированию у малышей  умений узнавать предметы по характерным признакам (предмет из мешочка можно достать и показать только после того, как дети расскажут о нём).

Параллельно я проводила работу, направленную на развитие моторики и координацию движений. Использование различного дидактического материала (конструктор Лего, мозаики, геометрические наборы и др.) позволило внести разнообразие в занятия. При решении различных сенсорных заданий важным оказалось обучение детей внешним приёмам сопоставления объектов. Накладывание объектов друг на друга в случае ознакомления с формой, прикладывания их друг к другу с уравнением по одной линии при знакомстве с величиной, и  прикладывание вплотную при распознавании цвета. Преобразуясь, эти внешние ориентировочные действия привили к формированию сенсорных действий, позволяющих производить зрительное сопоставление объектов по их свойствам.

Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е.И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности.

Еровенко Г.М.

15 14 13

Постоянная ссылка на это сообщение: https://dou15zeya.ru/?p=1594